bw - 5lyceu.ru

Перейти к контенту

Главное меню:

Подготовка профессионалов на традициях Российских железных дорог

ГПОУ ЯО Ярославский железнодорожный колледж - одно из старейших образовательных учреждений Ярославской области. В 1870 году Ярославль стал железнодорожным центром и возросла потребность в кадрах. Железнодорожная техника требовала квалифицированной рабочей силы. Рабочих по ремонту паровозов и вагонов подбирали из ребят - учеников. Мальчики из рабочих семей нанимались на работу в депо и составляли бригады малолетних. Работая рядом с взрослыми, ребята познавали секреты ремесла. В 1919 году при главных Ярославских железнодорожных мастерских ,ныне ЯЭРЗ, была создана ремесленная школа с 4-х годичным сроком обучения. Обучалось в ней 75 человек. В школе шла подготовка токарей и слесарей. В 1920 году ремесленная школа была преобразована в школу фабрично-заводского ученичества ( ФЗУ ) с 3-х годичным сроком обучения. Сюда поступали на обучение учащиеся с образованием 7 классов. Обучали профессиям: кузнец, котельщик, слесарь-вагонщик, слесарь-паровозник. Контингент учащихся составлял 100 человек.
В 1929 году школа ФЗУ при тяговых мастерских Ярославля перешла в подчинение Ярославского отделения Северной железной дороги. С 1933 года школа ФЗУ стала готовить работников по профессии «Помощник машиниста». В 1934 году школа ФЗУ становится самостоятельной и подчиняется Управлению Северной железной дороги. Идет подготовка и выпуск слесарей по ремонту паровозов, вагонов, помощников машинистов паровозов.
С октября 1940 года школа ФЗУ прошла множество реорганизаций и изменений. Так 2.10.1940 она была преобразована в железнодорожное училище № 1,в 1963 г.- ГПТУ № 5, в 1978г. - ТУ № 5,в октябре 1984г.- СПТУ № 5, 1991 г. - ПТУ №5,1994 г.- ГОУ НПО ЯО ПУ № 5.15.04.2011 – ГОУ НПО ЯО ПУ № 5 становится Государственным образовательным учреждением начального профессионального образования Ярославской области профессиональным лицеем № 5.
За это время было подготовлено почти 30 тысяч работников для железнодорожного транспорта по таким профессиям как помощник машиниста локомотива(электровоз, тепловоз), слесарь по ремонту подвижного состава, машинист железнодорожно-строительных машин, проводник на ж/д транспорте и др. Менялись времена, правительства и общественный строй, но железная дорога, возникнув в царской России, продолжила свое развитие и работу в Советском Союзе и полностью выполняет свои функции в настоящее время. Развиваются и совершенствуются техника и технологии, полным ходом идет модернизация производства и обслуживания, но неизменным остается потребность в людях, которые управляют, ремонтируют, обслуживают и эксплуатируют эту технику.
С момента создания нашего лицея его организационная структура прошла несколько этапов эволюции, приспосабливаясь к стремительно растущим запросам времени. Успех подготовки кадров, в том числе рабочих, определяется в основном состоянием законодательной и нормативно-правовой базы, содержанием образования, материально-техническим и кадровым обеспечением. На текущий момент численность педагогических сотрудников лицея составляет 30 человек. Из них 6 мастеров и преподавателей имеют высшую квалификационную категорию и 10 человек -первую. Шесть преподавателей и мастеров пришли в наш коллектив с предприятий Северной железной дороги. О профессионализме и компетентности преподавательского состава говорят их награды и общественная оценка. Преподавателю спец. дисциплин Коршуновой Н.И. присвоено звание «Почетный работник ЖД» и медаль за заслуги перед Отечеством 2-ой степени. Грамотами МИНОБРНАУКИ РФ награждены 10 человек, грамотами Департамента образования ЯО - 5 человек. За многолетний труд в области подготовки молодых квалифицированных кадров Дорожная территориальная организация профсоюзов на СЖД наградили грамотами двух работников нашего коллектива и шестерым работникам объявили благодарность, два работника имеют грамоты СЖД.
О стабильности нашего заведения говорит тот факт, что у 30-ти процентов работников инженерно-педагогического коллектива лицея большая часть их трудовой деятельности прошла в стенах нашего учебного заведения. Постепенно в коллектив вливаются новые педагогические кадры. Показателем профессионализма является участие этих работников в региональных конкурсах педагогических работников учреждений НПО и СПО, функционально подчиненным ДО ЯО: 2010год-конкурс мастеров ПО (второе место),2011 год - конкурс преподавателей(дипломант),2013 год-конкурс «Менеджер профессионального образования» (дипломант).
Одним из средств реализации миссии нашего учреждения и повышения результативности его деятельности для нас является формирование культуры и внедрение общих ценностей и традиций в среду нашего учебного учреждения. Именно традиции создают регулятивную систему в лицее, позволяющую создать прочный, устойчивый трудовой ученический и педагогический коллективы. Традиции нужны любому коллективу, как дереву – корни. Традиции Российских железных дорог и профессионального образования – основа подготовки рабочих кадров в нашем учебном учреждении. Эти традиции как живой сгу­сток прошлого профессионального опыта, который получила Российская профессиональная педагогика в наследство, вооружают знаниями, обогащают практику, а значит, позволяют идти к цели быстрее и добиваться большего. Они напоминают нам о славном прошлом, осуществляют великую связь времен, делают ее неразрывной, поддерживают преемственность поколений. Основными целями при подготовке выпускников всегда были такие как: воспитать у будущих выпускников готовность к достойному и самоотверженному выполнению профессиональных функций, формировать у них чувство профессиональной ответственности, любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к компании ОАО «РЖД», поощрять стремление выпускников эффективно выполнять свои служебные обязанности, совершенствовать профессиональные навыки. Поэтому профессиональное обучение в стенах нашего учебного заведения неразрывно связано с такими задачами воспитывающей деятельности как: активное вовлечение учащихся в общественную жизнь и организация досуга с учетом индивидуальных склонностей и способностей; пропаганда здорового образа жизни; военно-патриотическая работа. Наши учащиеся- постоянные участники областных, и городских конкурсов. В лицее сформирован механизм самоуправления учащихся и волонтерское движение. Огромное значение в формировании потребности в ЗОЖ играет спортивная работа. Об этом говорят результаты , которых мы добились, участвуя в областных соревнованиях. За последние 10 лет общее зачетное командное место в областной спартакиаде среди учебных заведений НПО и СПО не опускалось ниже 3-го. Традиционные патриотические мероприятия и активная работа созданного
в учебном учреждении в 1986 году музея Боевой и трудовой славы, способствуют наличию у наших студентов сформированных патриотических установок и идеалов. Как показал системный мониторинг «Мое отношение к Родине, обществу, планы на будущее» в исследуемой группе наших учащихся преобладает позитивное отношение к России и к службе в армии.
Система профессионального образования в лицее находится в состоянии модернизации, основным стержнем которой является реструктуризация содержания образования и управления им. Рабочие планы и программы теоретического и производственного обучения разрабатываются на основе стандарта по этой профессии с учётом реализации многоступенчатого профессионального образования. При освоении студентами профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и производственная практика. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, определяют содержание его образовательной программы, которая разрабатывается нашим лицеем совместно с заинтересованными работодателями: Ярославский электровозоремонтный завод им. Б.П.Бещева; ремонтное локомотивное депо Ярославль; эксплуатационное локомотивное депо Ярославль-Главный, дирекция управления движением СЖД филиала ОАО «РЖД»; Северная региональная дирекция ж/д вокзалов - структурного подразделения Дирекции ж/д вокзалов - филиала ОАО «РЖД»; ОАО «Федеральная пассажирская компания» Аттестация обучающихся по итогам производственной практики проводится с учетом результатов, подтверждённых документами выше названных предприятий железнодорожного транспорта. Наши выпускники достигли признания и больших успехов в профессиональной деятельности. Мы можем гордиться всеми выпускниками нашего лицея, среди которых много машинистов, проводников, кассиров билетных, слесарей по ремонту подвижного состава, мастеров путевых машин, машинистов-инструкторов, ревизоров в службах управления СЖД, заместителей начальников вокзала. Особое уважение, гордость и память всем выпускникам, выполнившим свой гражданский долг служения Родине. Это герой Советского Союза Тулупов К., окончивший железнодорожное училище в 1934г., Бовин Николай, Малинин Александр, Красильников Сергей, погибшие на границе с Афганистаном,Роллер Евгений, погибший в войне на Северном Кавказе в 1996 году, Игорь Серов, погибший в 1999году. Посмертно Игорю Серову присвоено звание Героя России (служил в Ярославском ОМОНЕ). На здании лицея установлена мемориальная доска Серову И.Е. По традиции, ежегодно, в день смерти Игоря в лицее проходят совместные с отрядом ОМОН «Дни памяти».
Формирование профессиональной ответственности в стенах лицея - залог формирования организаторских и управленческих навыков. Так председателем профкома локомотивного депо является наш выпускник Коробов В.А., заместителем губернатора ЯО, в настоящее время начальником службы управления имуществом СЖД- Федоров А.Г., начальником локомотивного Депо «Ярославль Главный»-Лесников А.С. Директором ГОУ НПО ЯО ПУ №5 с 1990 по 2001 год был выпускник училища Стецко Владимир Иванович, который затем трудился в управлении СЖД начальником отдела образовательных учреждений. «РЖД»-компания с длинной историей, насчитывающей 175 лет работы. Исторически «Российские железные дороги»- полувоенная организация с присущими ей традициями жесткого, директивного управления. Такой стиль управления позволяет хорошо решать вопросы производственной дисциплины и безопасности, но лишает сотрудников желания самостоятельно думать. В изменчивых условиях рынка от рабочих кадров требуется больше гибкости и адаптивности, а административно-командный стиль при их подготовке скорее мешает. Поэтому в подготовке квалифицированных рабочих кадров для железной дороги в наше время требуются изменения. И основная сложность таких изменений состоит в том, что полный отказ от существовавших ранее традиционных подходов к подготовке рабочих кадров для предприятий железной дороги, нецелесообразен и может навредить. Безопасность и дисциплина по-прежнему являются важнейшими приоритетами при подготовке. Задача заключается в том, чтобы создать «микс» традиционных и современных методов подготовки, оптимальных для решения практических задач и нашего лицея и компаний СЖД.
Задача учебного заведения в настоящий момент – реорганизация лицея в образовательное учреждение СПО и расширение спектра образовательных услуг через введение новых специальностей СПО. Реализация этой задачи позволит учащимся лицея выйти на уровень повышенного разряда рабочих кадров и получить специальность СПО, а лицею - получить кадровый заказ от базовых предприятий по следующим специальностям: - Сервис на транспорте (1001200); - машинист локомотива (190623.01); - «проводник на железнодорожном транспорте»(190623.03);- «мастер путевых машин»(270835.01). Стратегия развития ОАО «РЖД» до 2030 г. предусматривает последовательное увеличение пропускных способностей на железнодорожном транспорте общего пользования, эффективное перераспределение транспортных потоков, обновление подвижного состава и формирование современной инфраструктуры, отвечающей стратегическим целям отрасли и страны в целом. Роль нашего лицея в социально-трудовой и социально-профессиональной подготовке выпускников определяется системой оказываемой им квалифицированной помощи со стороны педагогического коллектива в процессе профессиональной подготовки в системе двухуровневой подготовки специалистов среднего профессионального образования.
 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню